Коллекция фотографий Титаника
Главная
Материалы
Версии гибели
Путешествия
Ссылки
Контакты
Карта сайта
     Коллекция фотографий Титаника.
Фотоочерк Раздел 1 Раздел 2 Раздел 3 Раздел 4
Раздел 5 Раздел 6 Раздел 7 Раздел 8 Раздел 9

        Путь: Фотографии ТИТАНИКАМатериалы о Титанике

«Титаник» в цифрах и фактах



Титаник в цифрах и фактахИстория постройки, первого и единственного путешествия и последующей гибели «Титаника» давно стали основой для множества легенд и историй, романтических и не слишком. Не удивительно, ведь это гигантское судно компании «Уайт Стар Лайн» было самым крупным и дорогим пассажирским лайнером начала XX века. И тем трагичнее в своей нелепости выглядит его судьба.

Конструкция «Титаника»

«Титаник», один из трех судов-близнецов типа «Олимпик», сошел со стапелей строительной верфи в Белфасте (Северная Ирландия) 31 мая 1911 г. Судостроительная компания немедленно объявила, что этот огромный пароход, высотой 53,3 м от киля до верхушек труб (это соизмеримо с высотой 18-этажного дома), практически непотопляем. Основанием для столь смелых утверждений инженеров «Уайт Стар Лайн» послужили конструктивные особенности «Титаника», выделявшие его в технологическом плане среди судов своего времени. В трюме находилось 16 водонепроницаемых отсеков с 15 переборками, а в пространстве между дном и настилом второго дна было оборудовано 46 водонепроницаемых камер.

8 стальных палуб, обозначенных буквами от «A» до «G», были оснащены специальными переборками с герметичными дверями (кроме первых двух в носовой и последней в кормовой части), которые можно было задраивать дистанционно, с помощью электропривода. Прочность переборок была настолько высокой, что при получении пробоины они должны были выдержать существенное давление. Однако они располагались неравномерно: первые 2 и последние 5 достигали палубы D, а 8 центральных – только палубы Е.

Предполагалось, что «Титаник» останется на плаву до прибытия помощи при затоплении любых 2 из 16 отсеков, либо 3 из первых 5 отсеков, или всех первых 4 отсеков. Конструкторы «Титаника», видимо, не смогли себе даже представить ситуации, при которых пробоина могла бы пройти, скажем, через 3 центральных отсека – и поэтому уверенно заявили о «непотопляемости» своего творения. Как мы все знаем, преждевременно.

Паровые машины и турбину, мощность которых составляла 50 тыс. л. сил, приводили в движение 29 паровых котлов. Также в распоряжении судовой команды имелось 4 вспомогательных генератора мощностью по 400 кВт и 2 генератора на 30 кВт каждый. Все это оборудование должно было обеспечивать не только движение лайнера, но и бесперебойную работу 10 000 лампочек, чуть более 500 электрообогревателей, 8 подъемных кранов, 4 грузовые лебедки, 12 лифтов и множество вентиляционных приборов и техники, включая кухонное оборудование. Электроэнергию использовал и современный телефонный коммутатор на 50 линий. Радиооборудование «Титаника», изготовленное фирмой «Маркони», включало основной и аварийный передатчик.

Спасательные средства

«Титаник» был оборудован 20 спасательными шлюпками, находившимися на шлюпочной палубе. Этих спасательных средств было достаточно для посадки 1178 человек – то есть всего лишь трети от плановой загрузки и половины от пассажиров, находившихся на борту в ту самую злополучную ночь (2207 человек). Однако несоответствие только кажущееся – на самом деле комплектация «Титаника» спасательными средствами была произведена согласно действовавшему на тот момент Британскому кодексу торгового мореплавания и даже превосходила его требования на 20%!

Виной тому была странная формула, по которой определялась потребность судна в шлюпках, исходя из водоизмещения, а не количества пассажиров. Это правило давно устарело и вряд ли была рассчитано на таких монстров, как «Титаник». Она указывала, что на всех судах вместимостью более 10 тыс. т (и это была верхняя граница разрядности) необходимо разместить 16 спасательных шлюпок с общим объемом выше 155,7 м3, а также плоты и плавучие приборы на 75% объема шлюпок.

Обладавший валовой регистровой вместимостью в 46328 тонн (т.е. в 4,6 (!) раза больше, чем предусматривали создатели кодекса), «Титаник» должен был иметь на борту 273,5 м3 общего объема спасательных средств – достаточных для эвакуации 962 человек. Компания «Уайт Стар Лайн» немало гордилась такой заботливостью. Впрочем, добавляли ее представители, зачем вообще пассажирам «Титаника» вспоминать о таких суетных мелочах, как шлюпки? Ведь им в принципе ничего не грозит – лайнер-то непотопляем!

Наверняка свой вклад в трагедию внесла и эта беспечность, культивируемая позиционированием «Титаника», как сейчас бы сказали. Известно, что на борту даже не проводились обязательные шлюпочные учения, а команда не была ознакомлена со шлюпочным расписанием.

Пассажиры «Титаника»

Пассажиры лайнера разделялись на три класса, для каждого из которых предполагались различные каюты, отдельные прогулочные палубы, столовые, салоны и залы развлечений. Кроме того, было предусмотрено расположение на борту большого количества обслуживающего персонала и экипажа (892 человека), а также множество подсобных помещений.

В то время понятия о «звездах» просто не существовало. Знаменитости кино, спорта, музыки тогда вряд ли имели большой вес в глазах общественного мнения, и единственным пропуском в высший свет могло стать богатство и положение. «Титаник» был своего рода модной имиджевой акцией – именно поэтому в списке его пассажиров значилось множество респектабельных фамилий (Астор, Тэйер, Райерсон, Гуггенхайм, Уайднер, Харпер, Космо Дафф Гордон и др.). Неудивительно, ведь шестидневное путешествие в каюте-люкс стоило 4350 долларов (1912 года, что нужно умножить минимум в 20 раз!). За эти деньги можно было купить новенький Cadillac экстра-класса, и еще осталось бы на трехлетнюю оплату услуг водителя. А обыкновенному рабочему пришлось бы отдать свою зарплату за 15 лет!

Но и платить было за что. В таком номере была предусмотрена даже личная прогулочная палуба. Однако даже не это главное. А главное в том, что по итогам трагедии, билет первого класса стал пропуском к спасению. К примеру, из 143 пассажирок первого класса спаслась 141 (причем 3 из 4 погибших остались на тонущем лайнере по своей воле). Этот показатель много выше, чем количество спасенных детей из третьего класса (23 из 76). Вопиющие нарушения прав человека на «Титанике» впоследствии стали предметом отдельных судебных разбирательств и положили начало новой эре – когда право на спасение перестало зависеть от долларов, потраченных на билет.

Роковое путешествие

Четырехтрубный двухмачтовый лайнер отчалил из Саутгемптонского порта ровно в полдень 10 апреля 1912 года. Сделав две остановки для приема пассажиров и почты, судно с 1316-ю пассажирами и 891 членом экипажа продолжило путь в Нью-Йорк под командованием капитана Э.Дж. Смита.

Ничто не предвещало трагической развязки даже в день 14 апреля, когда с самого утра начала поступать информация о наличии льдов в районе прохождения судна. Однако командой судна эти предупреждения не были восприняты должным образом – в немалой степени из-за того, что радисты были заняты отправкой телефонограмм пассажиров первого класса, желавших непременно сообщить знакомым, как здорово им путешествуется на «Титанике».

К вечеру температура воздуха и воды начала заметно снижаться, а в 23:40 прямо по курсу был замечен айсберг. Попытка команды совершить обходный маневр успехом не увенчалась и, спустя всего лишь, 39 секунд судно получило многочисленные пробоины по длине корпуса. Из 16 водонепроницаемых отсеков было повреждено 6. Команда передала сигнал о помощи и приступила к спасательной операции. Именно с «Титаника» впервые был послан сигнал SOS (вместо принятого тогда CQD).

Множество технических и человеческих ошибок, сопровождавших эвакуацию пассажиров с борта лайнера, привело к огромному количеству жертв. Случайно выпавшие или спрыгнувшие за борт попадали в ледяную воду, из которой их не пытались спасти. Шлюпки отходили от лайнера заполненными не полностью – в то время, как множество пассажиров третьего класса оказались в ловушке из переборок.

На сигнал о крушении откликнулось единственное судно - пассажирский пароход «Карпатия», бывшая в 50 милях от места крушения, хотя всего в 10 милях находился другой пароход – «Калифорниэн». Однако радист «Калифорниэна» закончил вахту на момент передачи сигналов бедствия с «Титаника». Первая шлюпка с «Титаника» была подобрана им только спустя 4 часа после трагедии.

Эвакуация пассажиров и экипажа «Титаника» длилась 2 часа, после чего гигантский лайнер, разломившись на 3 части, затонул. Это произошло ровно в 2 часа 20 минут 15 апреля 1912 года.

В катастрофе выжили 704 человека, из них 212 членов команды, 199 из 329 пассажиров I класса, 119 из 272 – второго и 174 – 710 третьего класса. Были спасены почти все женщины и дети из кают первого и второго класса. Массовая гибель пассажиров третьего класса объяснялась невозможностью достигнуть шлюпочной палубы по разным причинам (в том числе и из-за того, что проходы были специально перекрыты).

Сегодня не осталось в живых ни одного очевидца крушения «Титаника». Единственным выжившим пассажиром лайнера является 97-летняя Миллвина Дин. Ей было всего 2,5 месяца, когда она путешествовала на суперлайнере.

Версии

Страшная и неожиданная трагедия огромного пассажирского судна до сих пор вызывает массу споров и версий. Причинами гибели «Титаника» называют и низкое качество стальной обшивки корпуса, ставшей хрупкой при снижении температуры окружающей среды; и многочисленные ошибки всей команды – от капитана до радистов. Особые споры вызывает правильность маневра судна и своевременность поступления команд. Несмотря на предупреждение об айсбергах, не был изменен маршрут или снижена скорость. По этой причине удар айсберга был максимальным Айсберг, погубивший судно принадлежал к типу «чёрных айсбергов» (над водой выступала темная подводная часть) из-за чего был замечен слишком поздно. В другом случае впередсмотрящий заметил бы его раньше даже в безлунную ночь.

Кроме неверного расчета спасательных шлюпок, лайнер не был рассчитан и на одновременное затопление всех первых 5 отсеков. Повреждения «Титаника» были беспрецедентны для мирного времени.

Выдвигался и ряд конспирологических версий гибели лайнера. Самая популярная из них – замена «Титаника» судном «Олимпия» для получения страховки.

С момента гибели и по сей день «Титаник» его судьба вызывают неподдельный интерес у многих специалистов. Только в 1985 году было обнаружено точное место залегания судна. «Титаник» покоится на дне Атлантического океана на глубине 3750 метров, и поднять его на поверхность современными средствами не представляется возможным. Остается только исследовать его с помощью подводного оборудования, изучать исторические документы и рассказывать частично или полностью правдивые истории о судьбах людей, столкнувшихся с самым значительным кораблекрушением в истории пассажирского флота.

Гибель «Титаника», безусловно, является цепью трагических совпадений. Но они должны были произойти закономерно – не на этом лайнере, так на другом. Ибо беспечность и безалаберность, свойственная обществу периода декаданса, не могли не вылиться в катастрофу. «Титаник» просто преследуют многочисленные «если», каждое из которых могло бы спасти его или его пассажиров.

  • Если бы команда отнеслась с должным вниманием к ледовым предупреждениям.
  • Если бы радист «Калифорниэна» не лег спать (именно после «Титаника» радистская вахта на судах стала круглосуточной).
  • Если бы на «Титанике» было больше шлюпок.
  • Если бы айсберг прошел всего на метр левее.
  • Если бы впередсмотрящим выдали бинокли (!)…

Эти «если» можно перечислять бесконечно. Однако историю, увы, не переписать.




Информация о "Титанике"

История постройки, первого и единственного путешествия и последующей гибели «Титаника» давно стали основой для множества легенд и историй, романтических и не слишком. Не удивительно, ведь это гигантское судно компании «Уайт Стар Лайн» было самым крупным и дорогим пассажирским лайнером начала XX века. И тем трагичнее в своей нелепости выглядит его судьба.